Семейные тайны, братское соперничество, враждующие кланы, человеческие драмы на фоне бурных событий мировой истории… Вы думаете это описание романа или кинофильма? Нет, все это происходило в реальной жизни, так складывалась история двух знакомых нам брендов, казалось бы, самых обычных производителей спортивной одежды и аксессуаров — компаний Puma и Adidas.

 

Начнем, пожалуй, с расшифровки названий обеих компаний. Немногие знают, что за привычными именами брендов стоят имена двух братьев Адольфа (Adolf) и Рудольфа (Rudolf) Дасслеров (Dassler). Adidas — произошло от Адольф (Ади) Дасслер, Puma появилось от не такого благозвучного Ruda — Рудольф (Руди) Дасслер.

Dassler
Обувная фабрика братьев Дасслер

Почему же два брата предпочли строить каждый свою компанию, а не пойти путем объединения усилий и семейного капитала? Изначально все было именно так: обувная фабрика братьев Дасслер являла собой образец немецкого семейного предприятия 20-х годов. Вся семья Дасслер, включая родителей, братьев и сестер, упорно трудилась, понемногу создавая семейное дело. Так как Ади Дасслер был фанатом спорта и неплохим футбольным игроком, он с энтузиазмом занялся созданием спортивной обуви, позже к нему присоединился брат и вся семья. С небольших заказов, которые выполнялись вручную, прямо в прачечной собственного дома, постепенно расширяясь и трудясь день и ночь, семья наконец-то достигла первого успеха.

Вскоре торжественно открывается фабрика, семейное дело — Gebrüder Dassler Schuhfabrik («Обувная фабрика братьев Дасслер»). Братья Дасслер представляли собой крайне удачную пару руководителей. Рудольф был отличным менеджером, он стремился расширять дело и налаживать новые связи, а Адольф был прекрасным инженером, именно ему принадлежат все лучшие идеи компании, он был прирожденным дизайнером и изобретателем. Дело процветает, поток заказов все растет, семейное дело активно развивается.

33-й год становится для компании братьев Дасслер, как и для всей Германии, а затем и для всего мира поворотной точкой. К власти в стране приходит Адольф Гитлер, каждый поставлен перед выбором и братья единодушно делают ставку на нового лидера и вступают в НСДАП. Они видят радужные перспективы для компании в будущей нацистской Германии. Кроме политических мотивов важную роль сыграли и, свойственный идеологиям всех тоталитарных режимов, культ здорового тела, массовых занятий спортом, все это как нельзя лучше сочеталось с бизнесом по производству спортивной обуви. Но нацизм приносит с собой и не столь привлекательные для бизнеса последствия, братья Дасслеры вынуждены участвовать в разгорающейся войне. Адольф Дасслер вскоре возвращается к работе, но фабрика производит уже не спортивную обувь, а вооружение для армии. Рудольф Дасслер продолжает службу, по слухам, он даже состоял в гестапо. Те же слухи настойчиво утверждают, что по окончании войны, в ходе следствия проводимого американскими военными Адольф Дасслер активно участвовал в процессе разоблачения и обвинения собственного брата, от его имени был написан донос, обвиняющий Рудольфа Дасслера в участии в деятельности гестапо. Последовали и обратные обвинения, взаимные нападки и копание в семейном грязном белье. После разбирательств Рудольф Дасслер был помещен в американский лагерь для интернированных, но вскоре возвращается к управлению компанией.

Все больше противоречий накапливается в семейных отношениях. Братья, когда-то работавшие вместе ради общего дела, теперь стали смертельными врагами, не готовыми простить обиды и поступиться даже самым малым. Этому весьма способствовало и напряжение возникшее между женами Ади и Руди, две семьи, работающие и живущие вместе, долго копили обиды и наконец, все семейные недоразумения, трения, придирки и конфликты выплеснулись наружу. Этот период в истории двух компаний часто называют «Большим разрывом». Конкуренция между братьями, когда-то выражавшаяся только в спортивных состязаниях и детских играх, теперь выросла в смертельную вражду и непримиримую ненависть. Оба брата считали себя достойными возглавить семейный бизнес, двум хозяевам было тесно на одной фабрике.

Война вскрыла все противоречия, которые успели накопиться между братьями, и в 1948-м году семейная компания перестала существовать, теперь каждый из братьев должен был вести свой бизнес самостоятельно. Появляются компании-конкуренты Addas, ныне известная нам Adidas, и Ruda, сегодня — Puma. Пикантность ситуации заключалась в том, что ни один из братьев не пожелал покинуть родной городок Херцогенауэрах (Herzogenaurach) и начать свое дело с нуля. Компания была физически поделена на две половины, вместе с компанией раскололся и городок, в котором обосновалась фабрика. Чертой раскола стала река, делящая город на две части — на одном берегу стала развиваться и по сей день благополучно развивается Adidas, на другом — Puma. На одном берегу жили и сегодня живут в большинстве своей работники Adidas, на другом — работники Puma, вражда между жителями одного города не прекращалась никогда, отношения жителей двух берегов реки напоминают отношения болельщиков двух команд-соперниц, которые передаются из поколения в поколение и не теряют своего накала, хотя точной причины нелюбви друг к другу уже никто не может назвать. В городке бытует шутка, что встречая кого-то, местный житель прежде всего смотрит на обувь, чтобы понять, Пуму или Адидас носит незнакомец, друг он или враг, свой или чужой.

Война брендов не ограничивается пределами одного маленького городка, ареной стали мировые спортивные состязания, такие, как Олимпийские игры и Финалы чемпионатов мира по футболу. А актерами — самые прославленные звезды спорта, в ход шли баснословные суммы и не самые чистоплотные методы. Adidas сумела привлечь к рекламе своих товаров Муххамеда Али, Зинеддина Зидана, Девида Бекхема, а Puma, в свою очередь заручилась поддержкой Бориса Беккера, Пеле, Мартины Навратиловой и многих других прославленных спортсменов. Впрочем, самые яркие звезды в мире спорта имели обыкновение переходить из одного вражеского стана в другой, влекомые шуршанием или звоном благодарности от компаний. В ход шли большие деньги, подкуп даже промышленный шпионаж. По мере выхода обеих компаний на мировой рынок все чаще возникали обвинения в краже идей, конкуренция становилась все жестче. Целая война разразилась вокруг возможного сотрудничества одной из фирм со звездой футбола — Пеле. Компании заключили своеобразный «Пакт Пеле», ни одна из компаний не должна была «претендовать» на сотрудничество и вести переговоры со спортсменом, так как обе стороны разумно предполагали, что пытаясь превысить денежные предложения друг друга, как на своеобразном аукционе, выйдут за все возможные финансовые пределы и не только подорвут бюджет одной из компаний, но и создадут опасный прецедент в мире спорта, поднимут те негласные цены, которые уже установились в отношениях спортсменов, прежде всего футболистов, и компаний по производству спортивной обуви и аксессуаров. Но пакт был нарушен, Adidas все-таки заплатила Пеле за рекламу своей продукции, нарушив все договоренности. Это очень сильно подхлестнуло вражду компаний, в которой теперь принимали участие и сыновья основателей Армин и Хорст Дасслеры, а также предсказуемо взвинтило цены на рекламные услуги в мире спорта.

Адольф и Рудольф Дасслеры не общались друг с другом до самой смерти одного из братьев. Хотя их близкие свидетельствуют о том, что оба брата были готовы примириться и забыть о своих обидах, местный священник даже вел переговоры о возможной встрече, но первый шаг не был сделан, братья так и не увиделись. Рудольф Дасслер умер в 1974-м году, через четыре года умирает и его брат, похоронены братья в своем родном городке Херцогенауэрах. Их могилы находятся в разных концах небольшого кладбища маленького городка.

Управление Adidas и Puma долгое время осуществлялось семьями братьев, борьба продолжалась в виде конкуренции двух концернов мирового значения. Но сегодня обе фирмы уже не являются семейным бизнесом, они уже давно стали акционерными компаниями. Adidas и Puma хотя и остались конкурентами на рынке спортивной обуви и одежды, но конкуренция эта перешла в сферу бизнеса, никто уже не помнит того накала страстей, что бушевал, когда бренды были молодыми. А покупатели выбирая между Puma, Adidas или Nike чаще всего не знают и не очень хотят знать о легендах и реальных историях рождения компаний.

Подводя итоги этой драматической истории, было бы интересно получить ответ на вопрос: а стали бы две компании мировыми лидерами, если бы не столь жёсткая конкуренция между ними? Знали бы мы о существовании брендов Puma, Adidas или Dassler (если бы история повернулась по-другому), а может быть обувное дело так и осталось бы семейным предприятием в провинциальном немецком городке, уважаемым и крепко стоящим на ногах, но мало кому известным?

 

Подробнее о событиях, описанных в статье, можно почитать в книге Барбары Смит (Barbara Smit) «Три полоски против Пумы» (нем. — «Drei Streifen gegen Puma», англ. — «Three Stripes Versus Puma»). Эта история также положена в основу фильма, выпущенного в 2007-м году, ECO Media для WDR «Адидас против Пумы. История двух братьев» («Adidas vs. Puma: The Tale of Two Brothers»).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мировые брендыИсторические факты обувных брендов